По экономическим показателям Турция сейчас скорее выполняет условия для введения евро, чем большинство почти обанкротившихся стран еврозоны. Во втором квартале 2010 года экономический рост Турции достиг уровня Китая. И это не удивительно, ведь турки производят практически всё, даже листы стальные. Не говоря уже о товарах народного потребления
За прошедшее десятилетие ни одна экономика в Европе не росла такими рекордными темпами, как турецкий. Во втором квартале прошлого года экономический рост здесь составил 10 процентов – так же, как и в Китае. И хотя такие показатели вряд ли будут оставаться надолго, да и высокие лишь благодаря предварительной глубоком кризисе в Турции, менее впечатляющими они не являются.
Сейчас турки зарабатывают в четыре раза больше, чем всем лет назад. Улучшение экономической ситуации в Турции почувствовал на себе продавец цветов Мустафа Кьокзал из Анкары: «Экономика продвигается вперед. На данный момент работы хватает. И мы надеемся, что так будет продолжаться, и люди будут покупать в дальнейшем много цветов. Все идет к тому ».
Старые и новые инвесторы
Несмотря недавнюю кризис, везде чувствуется экономический подъем. Только один пример – миллиардный проект развития линии метро в Анкаре в западном направлении. Турецкие банки, пережившие крушение еще в 2001 году, сегодня вновь пользуются доверием. А восемь лет политической и валютной стабильности привлекают все больше инвесторов.
Как уверяет президент турецкой Биржевого и торговой палаты Рифат Хизарчиклиоглу, Евросоюз хоть и остается важнейшим торговым партнером, значительно активнее стали и другие партнеры. «На втором месте после Германии важным партнером является наш северный сосед – Россия. Мы выигрываем от нашего выгодного географического расположения. Вследствие прошлого кризиса мы стали больше внимания уделять другим регионам, которые раньше казались нам не очень интересны, например, Ближний и Средний Восток, а также Северная Африка », – рассказывает Хизарчиклиоглу.
Выгодное географическое расположение Турции действительно ценят инвесторы. Так, немецкий производитель грузовиков и автобусов MAN разместил в стране свой самый автобусный завод, площадью 320 тысяч квадратных метров. Изготовленные здесь автобусы, восемь ежедневно, продают в 50 стран, включая Россию и Германию. Каждый десятый автобус от MAN остается в Турции. Все чаще это модели, использующие газ вместо дизельного топлива – похоже, еще одно свидетельство наступления эпохи больших перемен в Турции.