НАК Нафтогаз Украины взял ссуду в свыше 175 миллионов гривен в филиале российского Внешторгбанка. Эксперты считают это признаком сложного финансового состояния украинского газового монополиста.
Одалживание средств у российского государственного банка через тендер с одним участником является продолжением “достаточно сомнительной процедуры”, сказал Deutsche Welle директор энергетических программ центра “Номос” Михаил Гончар. Он отметил, что это уже не первое одалживание именно у этого банка, и что причиной этого является не только недостаток ресурсов в национальной акционерной компании, но и недоверие к стабильности украинского нефтегазового монополиста: “Финансовое состояние” Нафтогаза Украины “недостаточно прозрачно … Пока не будет финансового отчета за прошлый год, и пока он не будет подтвержден независимым аудитором, никто из серьезных банковских структур не захочет кредитовать украинского монополиста “. Даже, такие небольшие кредиты только увеличивают долги украинской компании и ухудшают ее финансовое состояние, сказал Гончар.
Цены снова возрастут?
Он считает, что нынешний кредит убедительно опровергает заверения чиновников по улучшению состояния “Нафтогаза Украины”. Непрозрачность вокруг всех этих элементов деятельности украинского газового монополиста Гончар назвал стандартной поведением власти. Негативные последствия таких шагов, как спрогнозировал Гончар, будут преодолеваться путем роста цен и тарифов для населения и бизнеса. Вместе с тем он выразил сомнение в том, что коммерческие отношения компании с финансовыми структурами следует делать предметом общественного обсуждения. С этим не согласился президент Киевского международного энергетического клуба Александр Тодийчук. Он привел в пример Норвегию, граждане которой ежегодно получают дивиденды от деятельности государственных нефтегазовых компаний при условии их прозрачной финансовой отчетности. А украинцы, которые фактически и являются акционерами “Нафтогаза Украины”, лишены и информации о его деятельности, и дивидендов. Еще одной причиной для введения открытого режима принятия решений, Тодийчук считает большое количество решений менеджмента “Нафтогаза Украины”, повлекших угрозу банкротства компании.